КомментарийОбщество

Революция троечников

Поступающие в средние профессиональные учреждения будут сдавать два итоговых экзамена вместо четырех и учиться всего два года

Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

В феврале Госдума будет решать судьбу ОГЭ — основного государственного экзамена, который сдают девятиклассники. Смысл этого экзамена пока мало кому ясен, и что с ним делать — тоже непонятно: одни предлагают его вовсе отменить, другие — наоборот, сделать рабочим инструментом для поступления в колледжи.

Может, его отменить?

В учреждения среднего профессионального образования (СПО) сейчас поступают по среднему баллу аттестата — и после 9-го, и после 11-го класса. ЕГЭ и ОГЭ тут не играют особо важной роли. Справедлива ли эта система поступления, отражает ли она познания абитуриентов — споров много. Сами преподаватели колледжей говорят, что школьная оценка в аттестате не говорит ни о чем: скажем, школа может поставить балбесу хорошие оценки в аттестат, лишь бы только он ушел из школы и не пытался поступать в 10-й класс. Или, к примеру, одинаковый уровень знаний может оцениваться тройкой в сильной школе и пятеркой в слабой.

Как влияет на процесс поступления в колледжи ОГЭ? Сейчас — очень опосредованно. От ОГЭ зависят только оценки в аттестате по предметам, по которым девятиклассник сдавал экзамен. И то — в аттестат выставляется округленное среднее арифметическое между годовой оценкой и оценкой на ОГЭ. Так что при годовой пятерке четверка за ОГЭ ни на что не повлияет: средний балл 4,5 все равно будет округлен до 5. Вот если получить на ОГЭ на 1-2 балла больше годовой оценки, это принесет дополнительный балл по предмету и, может быть, поднимет средний балл аттестата — где-нибудь на одну десятую.

Так может, раз от ОГЭ мало что зависит, то и отменить его совсем? Такая идея не раз приходила в голову родителям, ученикам, учителям, законодателям и чиновникам. Во время ковидного карантина, в 2020 году, ОГЭ и отменили, оценки в аттестат выставили по успеваемости в году, и ничего ужасного не произошло.

Нельзя его отменять!

Однако против отмены ОГЭ часто выдвигают возражения:

  • Если отменить экзамены, у школьников не будет мотивации учиться;
  • старшеклассники без опыта ОГЭ не смогут морально подготовиться к ЕГЭ, а это очень сильный стресс;
  • они не смогут потренироваться перед ЕГЭ в реальной обстановке;
  • будет утрачена возможность объективной оценки знаний выпускников 9-х классов;
  • это нанесет ущерб стандартизации образования, приведет к разброду и шатанию в разных регионах и школах;
  • наконец, чтобы выпуститься из школы, девятиклассник должен пройти какие-то испытания и продемонстрировать, что он освоил программу школы и готов к выходу в новую жизнь. А по закону испытания после 9-го класса — это ОГЭ.

Стало быть, с ОГЭ надо что-то делать.

Компромиссное решение

А вот что делать — тут у каждого свои идеи.

Например, губернатор Вологодской области Георгий Филимонов на днях раскритиковал систему государственной итоговой аттестации на пленарном совещании под председательством министра образования Сергея Кравцова: «ЕГЭ и ОГЭ носят деструктивный характер, лишая детей возможности формировать системные знания», — сказал он.

Предложение отменить ОГЭ и ЕГЭ для выпускников, поступающих в учреждения СПО, в минувшем ноябре выдвинул председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Рособрнадзор, отвечающий за проведение ЕГЭ и ОГЭ, традиционно выразил обеспокоенность подобными предложениями: «Отмена экзаменов по итогам обучения в основной школе может негативно сказаться на мотивации обучающихся к освоению учебных предметов».

Однако в ведомстве заявили, что и экзамены после 9-го класса, и саму систему поступления в учреждения СПО надо совершенствовать, и Рособрнадзор готов участвовать в соответствующих обсуждениях.

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / ТАСС

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / ТАСС

Вероятно, компромиссным решением стал законопроект № 820310-8, который 17 января внесла в Госдуму большая группа депутатов. Среди них — заместитель председателя Госдумы Петр Толстой, председатель комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (несколькими днями раньше, кстати, депутат Нилов назвал себя «ярым противником ЕГЭ» и сообщил, что «процесс отказа от ЕГЭ уже идет»). А вот председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина сняла свое имя из списка авторов законопроекта.

Впрочем, законопроект в любом случае кажется очень «проходным», и его рассмотрение назначено уже на февраль. Если он станет законом, то уже в этом году порядок получения аттестатов за 9-й класс и поступления в учебные заведения СПО изменится в порядке эксперимента в нескольких субъектах Федерации: в Москве, Петербурге, Тюменской и Ростовской областях и в Республике Северная Осетия — Алания.

Что теперь будет

Теперь выпускникам 9-х классов, желающим поступать в техникумы и колледжи, нужно будет сдавать не четыре ОГЭ, а только два: русский и математику.

Авторы законопроекта мотивируют это в пояснительной записке тем, что для СПО «важное значение имеют учебные предметы, которые соответствуют востребованным в регионе специальностям и которые станут предметом изучения при получении профессионального образования». Что это означает — бог весть. Может быть, что девятиклассники, имея возможность выбирать экзаменационные предметы, могут выбрать литературу или историю, а региону нужны сварщики или фрезеровщики, и зачем вообще тогда эти экзамены по выбору. Ну или что русский и математика «соответствуют востребованным в регионе специальностям», хотя это как-то маловероятно: прям всем? Во всех регионах? По-видимому, дело в том, что русский и математика «станут предметом изучения при получении профессионального образования», потому что в колледжах и техникумах проходят и школьную программу. Или, может быть, баллы по русскому и математике в целом характеризуют элементарную грамотность ученика, но не уровень образованности.

Поэтому, продолжают авторы, «приоритетным критерием для поступления в образовательные организации СПО должны быть только те учебные предметы, которые относятся к числу обязательных для прохождения ГИА-9 и с достаточностью минимального количества баллов, необходимых как для успешного прохождения ГИА-9 в целях получения аттестата, так и для приема в образовательную организацию СПО».

Перевести это на русский довольно трудно; судя по тексту законопроекта, это значит,

что успешно прошедшими государственную итоговую аттестацию (ГИА) считаются те, кто сдал ОГЭ по русскому и математике не меньше, чем на минимальный балл.

А этот балл будет определяться «исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования» — то есть не на федеральном, а на региональном уровне.

Те, кто идет в 10-й класс, должны сдать еще два ОГЭ, по выбору. По каким предметам надо сдать экзамен на конкретные профильные программы старшей школы и сколько баллов нужно будет набрать, тоже будет решаться на региональном уровне.

Те, кто выбирает для себя колледж, будут зачисляться на его программы «с учетом результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, а также результатов вступительных испытаний, если их проведение предусмотрено указанными порядками», говорится в тексте законопроекта. Минимальный балл за ОГЭ, необходимый для приема, тоже определяют регионы, равно как и перечень профессий, которые требуют дополнительных испытаний (обычно это испытания для творческих профессий и психологическое тестирование для медиков и педагогов). То есть регионы получают тут довольно много полномочий.

Фото: ITAR-TASS

Фото: ITAR-TASS

По месту жительства

Второй вопрос, который беспокоит депутатов, — это конкурс аттестатов и мобильность абитуриентов, то есть возможность поступать в учебные заведения не по месту жительства, а туда, где ты можешь получить хорошее образование по способностям. Эта система, считают они, снижает «возможности на получение образования по месту своего проживания абитуриентов, которые не желают покидать родной регион». И получается, что в одних регионах слишком высокий конкурс на бюджетные места, а в других — недобор в местные колледжи и недостаток персонала на местных предприятиях. А значит, надо обеспечить местные колледжи студентами и предприятия кадрами.

По данным Рособрнадзора, цитируется в пояснительной записке, ежегодно 100 тысяч выпускников 9-х классов вообще не продолжают обучение после ухода из школы. Авторы законопроекта видят основную причину этой проблемы в том, что у себя на родине выпускники не могут поступить в колледжи, потому что там все места заняты, а куда-то поехать учиться у них нет возможности. Причин, конечно, может быть гораздо больше (например, полное нежелание выпускника учиться или низкий уровень знаний; почему это так — предмет особого обсуждения).

Как бы то ни было, законопроект предусматривает региональные квоты в учреждениях СПО для выпускников местных учебных заведений: регион «вправе установить приоритетный порядок приема этих обучающихся на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации».

Рособрнадзор поддержал законопроект: «Рособрнадзор последние годы говорит о необходимости модернизации проведения ГИА-9 и необходимости учета результатов экзаменов при приеме в десятые классы и СПО. Таким образом, Рособрнадзор поддерживает идею проведения пилотного проекта в регионах России, изъявивших желание участвовать в данном проекте», — заявила пресс-служба ведомства. Там пояснили,

что свобода, которую получают регионы, обусловлена разной структурой рынка труда. И посоветовали выпускникам 9-го класса заранее обдумать, чего они хотят: идти в колледж или в 10-й класс, ведь требования для поступления теперь будут разными.

Вместе с тем не исключено, что федеральные проблемы дефицита кадров (в первую очередь рабочих специальностей) на региональном уровне так просто не решаются. К примеру, ученые из НИУ ВШЭ, авторы доклада «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», представленного в 2023 году на XXIV Ясинской конференции по проблемам экономики и общества, говорили о том, что решения на региональном уровне не соответствуют национальным интересам: «Представление о роли СПО в общенациональной системе образования и формирования кадров сегодня связано с решением задач по обеспечению технологического суверенитета. При этом в последние годы модель развития СПО строилась таким образом, чтобы удовлетворять потребность в кадрах на региональных рынках труда. В результате на основе анализа рынка труда выпускников СПО можно констатировать, что нынешнее положение этой ступени образования оказывается вне всех основных целевых задач». Авторы доклада говорят, что в начале 2000-х годов учреждения СПО были переданы с федерального на региональный уровень, к тому же Минторг исключил развитие кадрового потенциала из программ развития таких отраслей промышленности, как судостроение, авиастроение и др. Следствием этих решений стало уничтожение «отраслевого» измерения «в управлении системы СПО и ее целеполагании».

Почти прекратилась подготовка очень востребованных сейчас на рынке труда квалифицированных рабочих (с 2000 по 2022 год их стало выпускаться в 4,7 раза меньше). При этом «постобразовательная мобильность выпускников» приводит к их «слабой связи с региональными рынками труда». Авторы доклада полагают, что необходимо «восстановление отраслевой управленческой «вертикали»».

Фото: Михаил Климентьев / ТАСС

Фото: Михаил Климентьев / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Что из этого следует

Законопроект пытается сразу убить нескольких зайцев. Во-первых, он снижает требования к выдаче аттестата за девятый класс и увеличивает число выпускников девятых классов, которые получают аттестаты и могут продолжать учебу. Таких в стране не очень много, но и не очень мало.

По опубликованным минувшим летом данным мониторинга, проведенного Министерством просвещения, в 2023 году 34 517 человек из 1 549 307, допущенных к ГИА-9, получили неудовлетворительные результаты (это примерно 2,2%). Плюс еще некоторое количество не допущенных к экзаменам из-за академической задолженности или проваленного итогового собеседования (здесь статистику найти труднее, по разным оценкам — это от менее 1% до 5–7% выпускников в разных регионах и разных школах). Сейчас у них довольно ограниченные возможности продолжать образование: они могут остаться в школе на второй год или перейти на семейное обучение и заново сдать экзамены через год, либо пойти со справкой о пройденном обучении по программе основного общего образования в те учреждения СПО, куда с такой справкой возьмут на платное отделение.

Теперь уменьшится количество выпускников со справкой и увеличится количество выпускников с аттестатом. У школ станет головной боли меньше, у техникумов и колледжей — возможно, больше. Преподаватели в системе СПО и так без конца жалуются на своих студентов, которые зачастую не знают даже таблицы умножения и вылетают с первого-второго курса из-за неуспеваемости.

Но школам, конечно, будет легче. Им станет гораздо проще выпроваживать проблемных учеников, не брать их в 10-й класс и не портить себе показатели на выходе (а результаты ЕГЭ — очень серьезный показатель в оценке работы школы).

В 2024 году родители в масштабах всей страны возмущались невозможностью отдать ребенка в 10-й класс и жаловались в разные инстанции, от общественного движения «Родители Москвы» до Генпрокуратуры. Отчасти это связано с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, который подразумевает создание в старшей школе профильных классов и фактически исключает общеобразовательные классы (стандартом предусмотрены «универсальные» классы для тех, кто не определился, но в них тоже, как и в профильных, два предмета изучаются на углубленном уровне). А набор вступительных испытаний на профиль школа может определять сама — и с удовольствием отказывает в приеме тем, кто не определился или не поступил на профиль, хотя закон об образовании гарантирует возможность получения среднего общего образования.

Но главная причина, конечно, не в том, чтобы повысить школам отчетные показатели, не улучшая при этом качества обучения. Настоящая причина — это колоссальный дефицит кадров на рынке труда, в особенности в рабочих профессиях, о чем «Новая газета» подробно писала минувшей осенью.

Для экономики жизненно важно, чтобы молодые граждане страны не засиживались сначала в старших классах, а потом в вузах, а поскорей брались за обучение профессии и быстро выходили на рынок труда.

Недаром в 2021 году Министерство просвещения поставило задачу сократить к 2024 году срок обучения в учреждениях СПО с четырех до двух лет, на высокотехнологичных специальностях — до трех; в 2022 году начал работать федеральный проект «Профессионалитет», и к 2024 году сроки обучения в ряде учебных заведений в самом деле сократились.

Фото: ITAR-TASS

Фото: ITAR-TASS

Специалисты высказывают опасения, что такое радикальное сокращение сроков обучения неминуемо скажется на широте кругозора будущих специалистов, которым придется осваивать школьную программу в самые сжатые сроки. А ведь уровень общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО и так существенно ниже, чем в школах.

Конечно, законопроект, который даст какому-то числу девятиклассников возможность получить аттестат при низкой успеваемости, никак не повлияет на проблему неуспеваемости как таковую. Выпускник с большими пробелами в базовых знаниях будет переходить из школы в систему СПО, чтобы там за два года быстро пробежаться по программе среднего образования, овладеть специальностью и выйти на рынок труда.

Он, по сути, остается малообразованным человеком с узким кругозором, но может заткнуть собой дыру в экономике.

Для того чтобы справляться со школьной неуспеваемостью, нужны решения совсем другого уровня: нужно учиться работать с «трудными» учениками — со сниженными когнитивными способностями, с проблемами научения и поведения, из семей с низким социально-экономическим статусом. Но эти решения — другие. Сложные, требующие внимательной работы экспертов.

А что сами дети?

Статистика при этом свидетельствует, что сами выпускники 9-х классов все чаще выбирают для продолжения учебы учреждения СПО. Интерес к колледжам стал расти примерно с середины 2010-х годов. Начиная с 2020 года меньше половины девятиклассников поступают в 10-й класс; в 2022 году их было 46%.

Согласно проведенному в 2022 году опросу студентов колледжей, больше всего в СПО им нравится, что «не надо сдавать ЕГЭ» (ее назвали 58%). Другие популярные ответы: «раньше выхожу на работу и начинаю зарабатывать» и «получаю востребованную профессию» (по 49%), «большое количество практики» (48%). 61% ответили «да» или «скорее да» на вопрос, считают ли они учебу в 10–11-х классах тратой времени. 76% считают, что в колледже получают больше знаний, чем в старшей школе.

Исследователи предполагают, что

школьники могут выбирать СПО еще и потому, что вузовский диплом не дает существенного повышения в доходах и не оправдывает вложенных в его получения времени, сил и средств.

И потому, что в нестабильной экономической ситуации многие семьи не могут спланировать будущее на несколько лет вперед и позволить себе задержать выход повзрослевшего ребенка на рынок труда на два школьных года и несколько вузовских.

Так что, специально выпихивать школьников в колледжи и вузы, кажется, нет особой нужды: существующая тенденция и так благоприятствует СПО.

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Вместо послесловия

Председатель Госдумы Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале сообщил, что этот законопроект будет рассматриваться в приоритетном порядке. А заодно спросил подписчиков, не следует ли учитывать средний балл аттестата не только при поступлении в колледжи, но и при поступлении в вузы. Подписчики откликнулись (орфографию и пунктуацию авторов сохраняю):

  • Я бы вообще убрал все эти экзамены и оставил только русский язык, потому что в России система образования намного лучше, чем на Западе.
  • Отмените эти тестовые экзамены, верните наше самое сильное обучение, классической русской школы!!!!
  • Верните нормальные советские экзамены!!!!! Где в наших головах оставались реальные знания, а не эта дурь с ОГЭ… в головах детей не остается ничего ровным счетом!!!
  • В идеале — вернуть советскую систему образования, то есть не ЕГЭ и т. п, а ответы по экзаменационным билетам.
  • Отмените сразу везде, без пилотных проектов! Образование убито с этими ОГЭ и ЕГЭ.
  • Считаю, что лучше всего вернуться к советской системе образования. Экзамены, билеты. Хватит уже с нас чужого. Давайте свое, проверенное.
  • Верните советскую форму обучения, дети учились и имели всестороннии знания в любой сфере. Кто хотел тот более углубленные, а сейчас что, тупо всё по тестам.
  • Анулировать болонскую систему образования и вернуть Советскую!!
  • Верните образование СССР!!!
  • Мигрантов перестаньте завозить, 50% проблем решится.

В общем, вряд ли мы когда-то в обозримом будущем дождемся от Госдумы грамотных комплексных решений. Ну, разве только эксперты научатся писать короткие экспрессивные комментарии г-ну Володину и другим депутатам в телеграм.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow